Как понять биохимию

Биохимический анализ крови | Норма и расшифровка

Как понять биохимию

Биохимический анализ крови – расширенный лабораторный тест для определения уровня ферментов, электролитов, метаболитов углеводного, белкового, липидного обмена. Благодаря этому исследованию можно получить информацию о состоянии внутренних органов, оценить обмен веществ и потребность организма в питательных веществах, витаминах и минералах.

АЛТ190 руб.
Амилаза панкреатическая290 руб.
АСЛО390 руб.
АСТ190 руб.
Билирубин общ.190 руб.
Витамин D общий (25-ОН)2690 руб.
Глюкоза190 руб.
Железо190 руб.
Калий, натрий, хлор, кальций (K/Na/Cl/Ca)730 руб.
Кальций190 руб.
Креатинин190 руб.
Креатинфосфокиназа (КФК)290 руб.
Лактатдегидрогеназа (ЛДГ)190 руб.
Магний190 руб.
Мочевая кислота190 руб.
Мочевина190 руб.
Общий белок190 руб.
С-реактивный белок (СРБ)390 руб.
Фосфатаза щелочная (ЩФ)190 руб.

Анализ на биохимию сдают при диагностике различных заболеваний, при наличии отклонений в общем анализе крови, а также для контроля эффективности лечебного процесса.

Взятие крови проводят опытные медсестры в условиях нашей клиники или на дому. Готовые результаты автоматически высылаются на почту пациента в течение 1-2 дней.

На заметку! Кровь – основа жизни. Малейшее изменение в ее составе является следствием отклонений в работе внутренних органов, метаболических систем или обусловлено влиянием отрицательных факторов внешней среды (плохая экология, вредное производство). Врач любой специализации, используя этот анализ в своей практике, получает надежный инструмент диагностики.

В зависимости от перечня жалоб и общей клинической картины, врач может назначить как стандартный комплекс «биохимии крови», так и исследование отдельных показателей.

Что входит в биохимический анализ крови

Стандартный биохимический анализ включает следующие показатели:

  • углеводная группа: глюкоза, фруктозамин;
  • пигментные вещества (билирубин);
  • ферменты (АСТ, АЛТ, гамма-ГТ, щелочная фосфатаза);
  • липидограмма (общий холестерол, ЛПНП, триглицериды);
  • белки (общий белок, альбумин);
  • азотистые соединения (мочевина, мочевая кислота, креатинин);
  • электролиты (K, Na, Cl);
  • сывороточное железо;
  • С-реактивный белок.

Как происходит подготовка к биохимическому анализу

Специальная длительная подготовка не нужна. Достаточно соблюдать базовые требования:

  1. Придерживайтесь своего стандартного рациона, избегайте экзотических и нехарактерных для вашего меню блюд.
  2. Прекратите прием лекарственных препаратов. Непосредственно влияют на биохимию крови статины, гормональные препараты, антибиотики. Если отказ от лекарств невозможен, предупредите о медикаментах и их дозировках врача.
  3. За 2-3 дня исключите или максимально сократите потребление алкоголя, кислых соков, чая, кофе, энергетических напитков. Ограничьте никотин (последняя сигарета – не позднее, чем за 1 час до сдачи крови).
  4. Избегайте стрессовых ситуаций, активного занятия спортом и физических перегрузок.
  5. Последний прием пищи – за 12 часов до анализа.
  6. Утром перед процедурой выпейте стакан чистой воды без газа.

Показания к проведению биохимического анализа крови

Анализ на биохимию назначают в следующих случаях:

  • для уточнения спорного диагноза при наличии неспецифических симптомов (тошнота, рвота, болевой синдром);
  • для выявления ранних стадий заболевания (или при скрытом патологическом процессе);
  • для контроля за состоянием организма в период лечения;
  • в период беременности (каждый триместр);
  • для контроля за группами риска по диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям;
  • при отравлениях;
  • при заболеваниях печени, почек и поджелудочной железы;
  • для отслеживания уровня микроэлементов и витаминов при нарушениях их усвоения или для нормализации рациона.

Кровь берут из вены, сама процедура занимает несколько минут. При взятии крови используются только стерильные одноразовые инструменты, кожа в месте прокола тщательно обрабатывается антисептиком.

Основные показатели биохимического анализа крови

Самостоятельная попытка узнать, что показывает биохимический анализ, может привести к неадекватным выводам, так как разница в показателях зависит не только от возраста, пола и состояния здоровья, но и от ряда индивидуальных особенностей организма, заменить которые способен только опытный врач.

Расшифровка биохимического анализа крови


Общий белок
определяют с учетом двух белковых фракций: альбуминов и глобулинов. Это важный показатель состояния иммунитета, осмотического давления и уровня метаболической активности. Норма: 64-83 г/л. 

Патология:

  • повышенный уровень: инфекции, воспаления, аутоиммунные заболевания, сильное обезвоживание, злокачественный опухолевый процесс;
  • пониженный уровень: заболевания ЖКТ, проблемы с почками, тиреотоксикоз, длительные физические перегрузки.

Углеводы представлены в первую очередь глюкозой – главным продуктом углеводного обмена. Ее используют для контроля за состоянием поджелудочной и щитовидной желез, гипофизарной системы, надпочечников. Норма: 3,5-5,5 ммоль/л. 

Патология:

  • повышенный уровень: диабет 1 и 2 типа, хронический панкреатит, патологии печени и фильтрующей системы почек, гормональные нарушения;
  • пониженный уровень: нарушения работы печени, опухоли поджелудочной железы, сбои эндокринной системы.

Общий холестерин – важный компонент липидного обмена и строительный элемент клеточных стенок, участник гормональной системы, синтеза витаминов. 

Норма: 3,5-6,5 ммоль/л. 

Патология:

  • повышенный уровень – предвестник или признак атеросклероза и ишемической болезни сердца, признак поражения печени, почек, щитовидной железы;
  • пониженный – говорит о наличии патологии усвоения веществ в ЖКТ, инфекционных и гормональных проблемах.

Общий билирубин позволяет судить о состоянии печени и желчного пузыря, заболеваниях системы крови и наличия инфекционных процессов. Норма: 5-20 мкмоль/л. 

Патология:

  • повышение билирубина говорит о проблемах с печенью/билиарной системой (вирусные гепатиты, желчнокаменная болезнь, цирроз и рак печени), а также о недостатке витамина В12 ;
  • пониженный – может наблюдаться при анемии, а также при недоедании (нередко вследствие диет).

АЛТ – печеночный фермент, чуть в меньшей концентрации содержится в сердце, поджелудочной железе, почках. Попадает в кровяное русло при патологических процессах, нарушающих структуру клеток органа.

Норма: до 31 ед/л – для женщин; до 44 ед/л – для мужчин. Повышенный фон свидетельствует об инфекционном поражении печени, инфаркте миокарда (определяется по соотношению с АСТ).

АСТ – важный клеточный фермент аминокислотного обмена. В высокой концентрации содержится в печени и клетках сердечной мышцы. Норма: 10-40 ед/л. 

Изменения:

  • повышение фона говорит об инфаркте миокарда, проблемах с печенью, поджелудочной железой;
  • сниженная концентрация – признак тяжелого некроза, травмы печени, дефицита витамина В6.

Креатинин – важный участник энергетической подпитки мышечной системы. Вырабатывается почками, поэтому является прямым признаком качества их работы. Норма: 62-115 мкмоль/л – для мужчин; 53-97 мкмоль/л – для женщин. 

Патология:

  • повышение концентрации – показатель обширной мышечной травмы, почечной недостаточности;
  • пониженный фон наблюдается при голодании, дистрофии, в период беременности.

Мочевина – продукт белкового метаболизма. Напрямую связана с системой питания (вегетарианец или мясоед) и возрастом человека (у пожилых людей значение повышено). Норма: 2,5-8,3 ммоль/л. 

Патология:

  • повышение уровня мочевины говорит о сбоях в работе почек и сердца, при кровотечениях, опухолях, мочекаменной болезни, нарушении работы ЖКТ;
  • сниженная концентрация характерна для беременных женщин и при нарушениях работы печени.

С-реактивный белок – индикатор воспалительного процесса. 

Норма: до 5 мг/л. Чем выше концентрация, тем активнее воспалительный процесс.

Таблица расшифровки биохимического анализа крови у взрослых

Все нормы биохимического анализа крови содержит таблица. Ее используют врачи для расшифровки анализов и интерпретации данных с учетом общей клинической картины состояния пациента.

ВеществоПоказателиРеференсные значения для взрослых
МужчиныЖенщины
БелкиОбщий белок (г/л)64-83
Альбумины (г/л)33-50
Глобулины (г/л)22-45
С-реактивный белок (мг/л)до 5
ФерментыАланинаминотрансфераза (АЛТ) (ед/л)до 44до 31
Аспартатаминотрансфераза (АСТ) ед/л)10-40
Амилаза (ед/л)до 100
Фосфатаза щелочная (ед/л)до 268до 239
ЛипидыОбщий холестерол (ммоль/л)3,5-6,5
ЛПНП (ммоль/л)1,91-4,7
ЛПВП (ммоль/л)1,7-2,2
Триглицериды (ммоль/л)0,4-1,8
УглеводыГлюкоза (ммоль/л)3,5-5,5
Фруктозамин (мкмоль/л)204-284
ПигментыБилирубин общий (мкмоль/л)5-20
Билирубин прямой (мкмоль/л)0-5
Азотистые веществаКреатинин (мкмоль/л)62-11553-97
Мочевая кислота (мкмоль/л)208-319148-349
Мочевина (ммоль/л)2,5-8,3
Микроэлементы и витаминыЖелезо (мкмоль/л11,6-30,48,8-30,4
Калий (ммоль/л)3,4-5,5
Кальций (ммоль/л)2,14-2,5
Натрий (ммоль/л)138-145
Фосфор (ммоль/л)0,88-1,44
Магний (ммоль/л)0,67-1,04
Фолиевая кислота (нг/мл)3-17
В12 (нг/мл)181-900

Следует обратить внимание, что некоторые показатели биохимического анализа крови для женщин и мужчин будут отличаться.

Биохимический анализ: где сдать

Сдать биохимический анализ можно в процедурном кабинете нашей клиники или на дому.

В Поликлинике Отрадное действует собственная лаборатория с современным оборудованием, что гарантирует высокую точность и быструю готовность результатов.

Источник: https://www.polyclin.ru/uslugi/biohimicheskiy-analiz-krovi/

Что показывает биохимический анализ крови: норма исследуемых характеристик и расшифровка результатов

Как понять биохимию

Биохимический анализ крови — лабораторный метод диагностики, который дает точную информацию о состоянии большинства жизненно важных органов человеческого организма, а также позволяет оценить основные обменные процессы. Этот способ диагностики широко используется практически во всех отраслях медицины.

Почему врач направляет на биохимический анализ крови

Чаще всего доктор назначает биохимический анализ крови для постановки точного диагноза. Но нередко такой анализ проводят и во время лечения, когда заболевание уже известно — в этом случае результаты исследования необходимы врачу для того, чтобы проконтролировать эффективность терапии. Наиболее полную клиническую картину биохимический анализ крови может дать при:

  • заболеваниях гепатобилиарной системы;
  • заболеваниях почек;
  • эндокринных нарушениях;
  • сердечных болезнях;
  • заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • заболеваниях крови;
  • заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

При помощи биохимического анализа крови врач может также выявить анемию, наличие воспалительных процессов, инфекционных заболеваний, аллергических реакций, нарушения свертываемости крови.

Кровь составляет 6–8% от общей массы взрослого человека и 8–9% — от общего веса ребенка. В среднем в организме взрослого человека содержится от пяти до шести литров крови.

Как проводится процедура забора крови?

Чтобы на точность результатов не повлияли никакие внешние факторы, следует правильно подготовиться к обследованию. Впрочем, правила очень просты и соблюдать их нетрудно:

  • Как минимум за 8 часов до сдачи анализа не следует есть, курить и пить напитки, содержащие сахар. Лучше всего ограничиться употреблением простой водой. Именно поэтому анализ обычно назначают на раннее утро.
  • За двое суток до анализа нужно полностью отказаться от алкоголя, а также сделать перерыв в приеме витаминных комплексов и БАДов, а также лечебных и общеукрепляющих травяных сборов. Если вы проходите курс лечения какими-нибудь медикаментами, сообщите об этом врачу — некоторые средства могут влиять на показатели анализа.
  • За сутки до обследования рекомендуется воздержаться от занятий спортом, посещения бани или сауны. Постарайтесь провести день в покое, без нагрузок и стрессов.

Как правило, для биохимического анализа крови берется кровь из вены. Самое удобное место — локтевой сгиб, но в некоторых ситуациях — например, если доступ к нему невозможен из-за ожога или травмы, — прокол осуществляют в другом месте.

Перед пункцией вены место прокола кожи тщательно обрабатывается антисептиком. Кровь набирают в стерильную сухую пробирку в количестве 5–10 мл. Это очень незначительный объем: такая кровопотеря никак не отражается на состоянии пациента.

Расшифровка результатов биохимического анализа крови

Обычно результаты биохимического анализа крови готовы уже на следующее утро, но во многих лабораториях их получают еще быстрее. За дополнительную плату можно заказать экспресс-анализ и получить заключение уже через несколько часов.

Разумеется, результаты предназначены для лечащего врача, который знает, как правильно интерпретировать их. Однако пациенты нередко сами пытаются разобраться в показателях. Расшифровка биохимического анализа крови — дело непростое и требующее специальных знаний.

Информация, которую мы приводим здесь, предназначена только для общего ознакомления.

Итак, о чем говорят результаты биохимического анализа крови и какие показатели в них рассматриваются?

Белки

Обычно в результатах анализа можно найти такой показатель, как «общий белок». Это суммарная концентрация всех белков в сыворотке крови. Для взрослых мужчин и женщин норма составляет 60–85 г/л, для детей — 45–75 г/л.

Повышенное содержание белка характерно для инфекционных заболеваний, ревматизма, ревматоидного артрита, а также обезвоживания — например, в результате рвоты или диареи.

Пониженный белок в крови наблюдается при заболеваниях печени, поджелудочной железы, кишечника, почек, кровотечениях и опухолевых процессах.

У здорового человека кровь постоянно обновляется. Каждый час отмирает 5 миллиардов лейкоцитов, 2 миллиарда тромбоцитов и 1 миллиард эритроцитов. Их замещают новые клетки, которые вырабатывает костный мозг. Суточному обновлению подвергается около 25 граммов крови.

Липиды

Нормальная концентрация общих липидов в сыворотке крови — 4,5–7,0 г/л. Повышение содержания липидов — признак сахарного диабета, гепатита, ожирения или желтухи.

Отдельно исследуется содержание одного из важнейших липидов — холестерина. Норма общего холестерина в крови — 3,0–6,0 ммоль/л. Повышение холестерина могут вызывать заболевания печени, гипотиреоз, злоупотребление алкоголем, атеросклероз, а также беременность и прием оральных контрацептивов. Слишком низкий уровень общего холестерина указывает на гипертиреоз и нарушение усвоения жиров.

Углеводы

К углеводам, исследуемым при помощи общего биохимического анализа крови, относится глюкоза.

Глюкоза, или, как говорят в народе, «сахар» — один из важнейших показателей углеводного обмена. Норма содержания глюкозы — 3,5–5,5 ммоль/л.

Повышение сахара в крови наблюдается при сахарном диабете, тиреотоксикозе, феохромоцитоме, синдроме Кушинга, акромегалии, заболеваниях поджелудочной железы, печени и почек, а также при физических и эмоциональных перегрузках.

Понижение уровня глюкозы типично для недостаточного питания (нередко снижение сахара наблюдается у женщин, злоупотребляющих диетами), передозировки инсулина, заболеваний поджелудочной железы, опухолей и недостаточности функции эндокринных желез.

Неорганические вещества и витамины

К неорганическим веществам и витаминам, которые исследуются во время проведения биохимического анализа крови, относятся железо, калий, кальций, натрий, хлор, витамин В12 и фолиевая кислота.

Железо . Норма — 11,64–30,43 ммоль/л для мужчин и 8,95–30,43 ммоль/л — для женщин. У детей нормальный показатель колеблется в пределах 7,16–21,48 ммоль/л.

Повышение уровня железа характерно для гемолитической анемии, серповидно-клеточной анемии, апластической анемии, острого лейкоза и неконтролируемого приема препаратов железа. Снижение уровня содержания железа может указывать на железодефицитную анемию, гипотиреоз, злокачественные опухоли, скрытое кровотечение.

Калий. Нормы содержания калия в крови — 3,4–4,7 ммоль/л для детей и 3,5–5,5 ммоль/л для взрослых.

Повышение содержания калия говорит о повреждении клеток, обезвоживании, острой почечной или надпочечниковой недостаточности. Снижение содержания этого элемента — следствие хронического голодания и недостатка калия в пище, продолжительной рвоты или диареи, нарушения функции почек или избытка гормонов коры надпочечников.

Кальций. Норма кальция в крови — 2,15–2,50 ммоль/л.

Повышение содержания кальция бывает при активации функции паращитовидной железы, злокачественных опухолях с поражением костей, саркоидозе, избытке витамина D и обезвоживании. Уменьшение содержания кальция — повод заподозрить снижение функции щитовидной железы, дефицит витамина D, хроническую почечную недостаточность, дефицит магния или гипоальбуминемию.

Натрий . Нормы натрия в крови — 136–145 ммоль/л.

Повышение содержания натрия — признак неумеренного потребления соли, потери внеклеточной жидкости, гиперактивности коры надпочечников, нарушений центральной регуляции водно-солевого обмена. Снижение содержания натрия характерно для людей с патологией почек, сахарным диабетом, циррозом печени и нефротическим синдромом, может быть также следствием злоупотребления диуретиками.

Хлор . Норма хлора в сыворотке крови — 98–107 ммоль/л.

Повышение этого показателя — признак обезвоживания, острой почечной недостаточности, несахарного диабета, отравления салицилатами или повышенной функции коры надпочечников. Снижение наблюдается при избыточном потоотделении, продолжительной рвоте и после промывания желудка.

Фолиевая кислота . Норма в сыворотке крови — 3–17 нг/мл.

Повышение содержания этого вещества вызывает вегетарианская диета и избыток фолиевой кислоты в пище, а снижение — дефицит витамина В12, алкоголизм, недостаточность питания и нарушение всасывания.

Витамин В12 . Норма — 180–900 пг/мл.

Избыток этого витамина обычно свидетельствует о несбалансированной диете. Эта же причина может вызвать и нехватку В12. Кроме того, пониженное содержание этого витамина — частый спутник гастрита, язвенной болезни, нарушений всасывания.

Низкомолекулярные азотистые вещества

Низкомолекулярные азотистые вещества, исследуемые в ходе биохимического анализа крови, — это креатинин, мочевая кислота и мочевина.

Мочевина . Норма у детей до 14 лет — 1,8–6,4 ммоль/л, у взрослых — 2,5–6,4 ммоль/л. У людей старше 60 лет норма мочевины в крови — 2,9–7,5 ммоль/л.

Слишком высокое содержание мочевины свидетельствует о нарушении функции почек, непроходимости мочевыводящих путей, повышенном содержании белка в пище, также это состояние характерно для ожогов и острого инфаркта миокарда. Понижение уровня содержания мочевины обусловлено белковым голоданием, беременностью, акромегалией и нарушением всасывания.

Креатинин. Норма у женщин — 53–97 мкмоль/л, у мужчин — 62–115 мкмоль/л. Для детей до 1 года нормальный уровень креатинина — 18–35 мкмоль/л, от года до 14 лет — 27–62 мкмоль/л.

Причины повышения и понижения уровня креатинина — те же, что и для мочевины, кроме акромегалии — при этой патологии креатинин растет.

Мочевая кислота . Норма для детей до 14 лет — 120–320 мкмоль/л, для взрослых женщин — 150–350 мкмоль/л. Для взрослых мужчин норма уровня мочевой кислоты — 210–420 мкмоль/л.

Повышение содержания мочевой кислоты характерно для подагры, почечной недостаточности, миеломной болезни, токсикоза беременных, диеты с высоким содержанием нуклеиновых кислот и тяжелых физических нагрузках — например, у спортсменов в период интенсивных тренировок. Снижение содержания мочевой кислоты бывает при болезни Вильсона–Коновалова, синдроме Фанкони и диете, бедной нуклеиновыми кислотами.

Пигменты

Это специфические окрашенные белки, которые имеют в составе железо или медь. Конечным продуктом распада таких белков является билирубин. Как правило, биохимический анализ крови определяет содержание двух видов этого пигмента — билирубина общего и прямого.

Норма общего билирубина: 5–20 мкмоль/л. Если показатель поднимается выше 27 мкмоль/л, можно говорить о желтухе. Высокий общий билирубин — признак онкологических заболеваний, заболеваний печени, гепатита, отравления или цирроза, желчекаменной болезни или недостатка витамина B12.

Норма прямого билирубина: 0–3,4 мкмоль/л. Повышение этого показателя говорит об остром вирусном или токсическом гепатите, инфекционном поражении печени, сифилисе, холецистите, желтухе у беременных и гипотиреозе у новорожденных.

Ферменты

Активность ферментов — значимый диагностический показатель. Ферментов очень много, обычно биохимический анализ крови определяет уровень нескольких из них:

Аминотрансфераза .Нормальный показатель для женщин — до 34 Ед/л, у мужчин — до 45 Ед/л. Повышенный уровень выявляется при остром гепатите, некрозе печени, инфаркте миокарда, травмах и заболеваниях скелетных мышц, холестазе и хроническом гепатите, тяжелой гипоксии тканей.

Лактатдегидрогеназа . Норма — 140–350 Ед/л. Уровень этого фермента повышается при инфаркте миокарда, инфаркте почек, миокардите, обширном гемолизе, эмболии легочной артерии, острых гепатитах.

Креатинфосфокиназа . Нормальное значение — до 200 Ед/л. Повышается при инфаркте миокарда, некрозе скелетной мускулатуры, эпилепсии, миозитах и мышечных дистрофиях.

Цены на услуги лабораторной диагностики

Коммерческие диагностические лаборатории предлагают различные варианты проведения биохимического анализа крови. Зачастую кровь проверяют не на все сразу, а лишь на один или несколько из приведенных выше показателей — на ферменты, белки и т.д. Стоимость одного анализа колеблется от 250 до 1000 рублей.

Если проверить требуется сразу несколько показателей, лучше сэкономить и выбрать полный биохимический анализ крови, который обойдется в 3500—5500 рублей, в зависимости от набора исследуемых характеристик.

Не забывайте о том, что во многих лабораториях требуется отдельно оплатить взятие крови из вены — это стоит 150–250 рублей.

Биохимический анализ крови — рутинная диагностическая процедура, ее назначают лишь в том случае, если результаты общего анализа выявили какие-то патологии. Иногда пациенты жалуются, что врачи «гоняют их по кабинетам» и ничего не могут обнаружить.

Но, как можно заметить, одни и те же показатели могут свидетельствовать о самых разных болезнях, и для полной уверенности в диагнозе порой приходится пройти через несколько обследований.

Это вовсе не значит, что врач не уверен в результатах — наоборот, вам повезло, что ваш доктор так серьезно относится к своей работе.

Источник: https://www.eg.ru/digest/chto-pokazyvaet-biokhimicheskii-analiz-krovi.html

[ Нескучная Биохимия ] – для умных,но ленивых 😀

Как понять биохимию
ИЗ ЦИКЛА ГОРОД ПАТОЛОГИЙГЛАВА 2.”Нелегкие знакомства”

Показать полностью…- Мда… Класс… Я окинула взглядом этаж. Старые серые стены, дыры в потолке, скрипящий пол. Противный сквозняк, ветер, шуршащий неумело развешанными и пожеванными временем фотографиями микропрепаратов. И ни одной живой души… Обстановка не внушала доверия.

Я сделала несколько шагов в сторону коридора. Он был бесконечно длинным и беспросветно мрачным. Даже в конце не было и намека на освещение, идти можно было лишь наугад. На потолке я разглядела очертания лампы, но выключателя было не видно. Интересно, это задумка автора или у меня отказали колбочки? И ладно бы только отсутствие света.

Еще одна проблема заключалась в том, что четыре двери, что я могла четко видеть перед собой, были одинакового зеленого цвета. Одна из них должна была быть моей… И верь после этого барменам. Может среди органов одни дальтоники? Тут я впервые вспомнила о том, что у меня в руке лежит ключ. Может на нем есть обозначения о номере комнаты? Но нет, это было бы слишком просто.

Я посмотрела на ключ – это была незнакомая молекулу. Какая досада, что моя голова, это не энциклопедия по биохимии. На повестке дня серьезный вопрос – что делать? Можно пойти и пробовать наугад тыкаться ключом во все двери. Тогда какой-нибудь особо нервный сосед подумает, что я взломщик, и поднимет панику.

Сюда сбегутся все местные поклонники этанола, без внимания которых мне и так чудесно. Хм… Можно раздобыть фонарь и попробовать пройти весь коридор, пытаясь найти особые метки. Или хотя бы таблички «не беспокоить»… Или может скоро подойдет кто-то из обслуживающего персонала? Только вот пыль и желтые пятна на полу намекали, что с уборщицами тут очень плохо.

Хорошо, что порою самые тупиковые ситуации разрешаются внезапно. И так мое идиотское положение разрешает неожиданно поваливший дым из двери, возле которой я стояла. Вслед за дымом послышались хлюпающие неприятные звуки. Они стали быстро приближаться к двери, и все что я успела сделать, это отпрыгнуть к противоположной стене.

Хлюпанья замерли, и появились новые звуки – громкий булькающий кашель. «Проклятая эмфизема…» – глухо донеслось до меня. Я хотела тихо проскользнуть мимо, скрыться в темноте коридора, но не успела. Дверь резко распахнулась, как будто ее пнули ногой, и на меня уставились два усталых покрасневших глаза. – Ты чего тут? А ладно, неважно… Сбегай за сигаретками, будь другом.

Скажешь, что от ХОБЛика, они знают. Я ….- хотел договорить ХОБЛик, но зашелся в кашле. Моим глазам открылось ужасное зрелище. Это были легкие. При чем легкие необыкновенные. Размеры их превышали норму, они занимали почти весь дверной проем. Особенно хорошо выделялись верхние доли. Края обоих легких настолько расширились, что почти соприкасались друг с другом.

Были видны странные пузыри, которые сдавливали бронхиолы и сосудистые сети, как будто что-то раздуло их и оставило в таком положении. При каждом кашлевом толчке в бронхах и бронхиолах шевелились гной и слизь, они сгустками закрывали просветы дыхательных путей. К тому же, мне показалось, что сами бронхиолы были узкими из-за воспаления и фиброза.

Всю картину дополняла обвисшая бледно-розовая футболка с надписью «Pink Puffers». – А вам не надо пожарных вызвать? У вас дым из комнаты валит…- сказала я, но легкие меня не услышали. Кашель все продолжался, меняя тональности от примитивного бульканья до невообразимых нот. Наконец, он затих.

Держась за средние доли, орган смотрел себе под ноги и пытался восстановить дыхание. – Вам, может, помочь надо… – Да… За сигареткой сходи а? – прохрипели легкие, подняв на меня взгляд. Они улыбнулись самой очаровательной улыбкой, какую только можно ждать от прокуренного органа. Внутри меня что-то сморщилось, и захотелось сбежать как можно скорее.

Куда угодно, пусть даже и в неизвестность жуткого коридора, который, к слову сказать, уже был задымлен. – Нет, извините, я занята, – ответила я. Хотелось бы одной этой фразой передать все свое нежелание продолжать разговор, но вряд ли мямлинье в рукав, которым я прикрывала нос от дыма, могло быть выразительным. Мой отказ нисколько не смутил легкие.

Орган еще больше расплылся в улыбке и поддался вперед. – Охохо! Впервые за долгое время вижу кого-то занятого! Тут настолько уныло, что любой бы согласился мне помочь, чтобы хоть чем-то себя занять. А ты, видимо, первый день у нас? А, стой, я угадаю! Ищешь свою комнату? Довольные легкие уставились на меня. Ох, это неприятное ощущение, что кто-то знает больше, чем ты.

– Я тебе даже могу помочь дверку подобрать… Ну услуга за услугу, конечно…

От аФФтора: возвращаюсь в режим! Нашла у себя как минимум 10 недописанных историй…Они, бедненькие, лежат в самых неожиданных папках на рабочем столе и умоляют вспомнить о них… А Город Патологий обязательно будет продолжаться, самое то для начала учебного года и мрачной осени

Первая глава цикла: https://.com/funny_biochemistry?w=wall-92843387_1456

Источник: https://vk.com/funny_biochemistry

Как выучить биохимию за неделю • Статьи • Кировская Молекулярная Биология

Как понять биохимию

Биохимия (биологическая, или физиологическая химия) — наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности. О том, как выучить биохимию за неделю, я и хочу вам рассказать.

Итак, вопрос: как выучить биохимию за неделю?  Ответ: никак. Ни-как! Вообще. В принципе. Биохимия не учится ни за неделю, ни за две.    Термин «биохимия» эпизодически употреблялся с середины XIX века, в классическом смысле он был предложен и введен в научную среду в 1903 году немецким химиком Карлом Нойбергом.

    Биохимия находится на стыке нескольких наук, прежде всего — биологии и химии. Кроме того – физика и математика. Это база. Основа, если хотите. Данные нарабатывались более ста лет учеными всего мира, систематизировались такими зубрами как Ленинджер и Страйер более двадцати лет – а вы ЭТО за неделю выучите?  Очень смешно…

  Вот вам маленький кусочек из Biochemical Pathway Maps. Ниже него – сильно уменьшенная копия. В реальном размере это здоровенный постер площадью около 12 квадратных метров. У нас в лаборатории такой был. Посмотришь – и офигеешь от реального размера своих знаний…

В реальном размере на нее можно посмотреть на сайте  – там склейка из кусков, потому что одним файлом такую картинку не один браузер не отрисует, повиснет.   Надеюсь, что я смог донести до вас мысль, что с нуля, «прокосив» и пропустив все занятия  – за неделю биохимию выучить невозможно.

  Ну а теперь можно поговорить о том, как нужно учить биохимию. Будет сложно, но это не тот предмет, который дается легко.   

Что нам понадобится

 

Математика

Не высшая математика, а, в основном арифметика и таблица умножения – молекулы АТФ считать и реакции уравнивать. Но и «вышка» тоже понадобится, не расстраивайтесь…  

Физика и физхимия

Обязательно понадобится, как только разговор пойдет о ферментах. Да и раньше тоже – конформации белка и ДНК, межмолекулярные взаимодействия… Да, держится всё на химических связях, но складывается в причудливые формы – за счет и химических, и физических взаимодействий. О, изомерию забыл! Левовращающие, правовращающие… брр!  

Химия

О-о-о-о…да! Химии будет чуть менее, чем полностью. И самой пакостной из ее разновидностей – органической. Как вспомню, так вздрогну: водород, кислород, углерод, азот – а поди ж ты, из четырех элементов можно таааких жупелов навертеть! А если это добро еще немножечко сдобрить приправами в виде серы, железа, меди и редкоземельных металлов – ребята, я вам не завидую… головняк обеспечен. Ну-ка, кто навскидку скажет, что такое реакции нуклеофильного замещения? Во-во… Проспали и прогуляли органику – готовьтесь к проблемам.  

Импортные языки

Так исторически сложилось, что международными языками, из значимых, для накопления и обмена научной информацией по очереди были: латынь, голландский, немецкий, французский, английский. Латынь заняла свою нишу у медиков и биологов-систематиков, немецкий – до сих пор активно используется в публикациях у химиков-органиков и химиков-синтетиков, английский актуален и сейчас. Львиная доля терминологии в биохимии – либо химические классификаторы по ИЮПАК, либо тривиальные названия, а они, зачастую – калька с латыни или английского. Базовые знания этих языков вам очень сильно помогут. 

Например: вазопрессин – от латинского vasa – сосуд и presso – давлю. Он же – антидеуретический гормон. Анти-диуретик. Против образования мочи, короче.

Значит, влияет на всасывание воды в почках, значит, влияет на давление крови в сосудах. Из термина, зная происхождение слов, спокойно восстанавливается функционал.

Вывод: свободно говорить и не надо, тем более на латыни – мертвый язык, носителей фонетики не осталось – но знание терминов и умение раскидать их на запчасти – пригодится.

 

Время

Это то, чего вам будет катастрофически не хватать. И не только вам. Это то, что утекает сквозь пальцы. Это то, что профукивается на всякую ерунду…   С одной стороны, на биохимию министерство образования сейчас щедро отстегнуло аж целых 36 часов. Тридцать шесть! Аж!..  Вы не поверите, но на биологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в начале 2000-х на биохимию отводилось 335 часов, из них – 240 аудиторных. И этого было МАЛО! Это понимали все – и преподы, которые старались вколотить в нас за это время по максимуму, и даже такие раздолбаи, как я, понимали – мало…    95 часов было заложено на самоподготовку. Откуда, собственно, и разница: 335-240=95.    Я биохимию сдавал мучительно… Это один из тех предметов, где я не прогулял ни одного занятия – лекции, семинары, практикумы – посещалось все. И все равно – ощущение того, что я не догоняю чего-то оно все больше крепло. Тут и вылезли пробелы по органике. Потом оно навертело на себя, как снежный ком… Да, биохимию я сдал. Но потом – все равно доучивал, то, что пропустил. И на курсовой пригодилось, и на дипломе очень сильно понадобилось, и на работе потом икнулось многократно все пробелы и дыры в знаниях.   Сейчас я могу сказать, что биохимия – самый сложный, и, пожалуй, самый интересный предмет за весь курс обучения.  Я серьезно.  Физиология в конечном итоге упирается в биохимию, биотехнология – это надстройка над биохимией, не более того. То, что изучают и «первооткрывают» биохимики, после первооткрытия и изучения, обкатав методику, передают биотехнологам, которые и варят изученное в промышленных масштабах, будь то пиво, йогурт, или новый вид клея или витаминов. Иммунология и фармакология – опять уперлись в биохимию.  

Так вот, возвращаясь к министерству образования и учебным планам. Открою вам страшную тайну: количество часов урезали, а предмет – все тот-же, в том же самом объеме, каким был 10 лет назад. Нам тогда 335 часов было мало…

  А сейчас считается, что современный студент сам в состоянии освоить этот курс. Да-да, поинтересуйтесь в учебной части, сколько часов на самообучение заложено в учебном плане. Вы будете сильно удивлены… Считается, что вы сами, добровольно, после занятий, вместо пития вкусного пива и сидения во вконтактике (танчиках, еще какой-нибудь игрухе) будете вдумчиво читать учебник по биохимии и прорешивать задачи.   

А теперь о том, как выучить биохимию

 

Ходите на все занятия

Их и так очень мало, информация дается сжато. Десять лет назад, пропустив один час аудиторных занятий я бы пропустил 0,2% данных. Если вы сейчас пропустите один час – вы потеряете 2,7% данных. Десять часов прогулял – пропустил четверть курса. Нормально, чо… Без этой четверти курса еще половина курса просто пролетит мимо мозга, потому что постоянно будут отсылки и ссылки на предыдущий материал – а вы его прогуляли…  

Приходите вовремя

Я не буду говорить о том, что опоздание это неуважение к преподу. Про то, что точность – вежливость королей, а неточность – вежливость снайперов. К чему изрекать банальности? Еще раз – времени на предмет отведено не просто мало, а крайне мало. И каждый хронический опоздун крадет минуту-две не только у преподавателя, но и у своих одногруппников. Академический час – это 45 минут. Два опоздуна на каждом занятии “съедят” 72 минуты – к паре на минутку опоздал, и с перерыва задержался… Потом шумно и вальяжно, как боярин, неспешно прошествовал к своему месту и воссел на трон. В итоге опозданцы украдут у вас 72 минуты, а это 3,3% процента недополученных вами данных. Ваши “товарищи” украли у вас это время. Много это или мало? Задумайтесь над этим…

Расчеты я вел, кстати, исходя из астрономического часа, так что цифры будут другие в сторону увеличения…

 

Задавайте вопросы

Всегда спрашивайте и переспрашивайте. Поймите, если вы не поняли что-то – всегда нужно переспросить. Лучше немедленно, если стесняетесь – спросите после занятия. Совсем стремно – на сайте вопрос задайте. Хотя как по мне – лучше в семестре выглядеть дураком, а в конце унести в клюве пятерку-автомат, чем важно молчать – и нифига не понимать. Я протупил в свое время – нужно было задавать вопросы…  Сам дурак, сам себе геморрой на ровном месте обеспечил. Но все равно обидно.  

Ведите конспект

Конспект лекций – это ваша палочка-выручалочка. Именно ваш, написанный собственноручно. Чужой конспект это совсем не то.

Самая страшная ошибка, которую вы можете совершить – это скачать конспект лекций, написанный преподавателем, и искренне считать, что там есть ответы на все вопросы. Это не просто ошибка – это, блин фатал эррор… Конспект преподавателя, это его личный конспект. Препод писал конспект для себя, это его шпаргалка, если хотите.

Это всего лишь содержание лекции. Если препод в своем конспекте наткнется на слова … и тут рассказать про гормоны, то он будет рассказывать про гормоны. А вы должны записывать.

Потому что, если препод и так помнит все, что он должен рассказать про гормоны, ему достаточно увидеть свою пометку, просто чтобы не забыть.

  А если вы, прогуляв все лекции, откроете чужой конспект (то есть преподский), то что вы там про гормоны найдете? Правильно – ни-че-го!  И, если уж на то пошло – препод не обязан вам раздавать свои конспекты. Лекции читать, занятия проводить, контрольные – обязан. Оценивать знания – обязан, это его работа. Но вот раздавать свои конспекты – этого ни в одной должностной инструкции нет. Это все от безысходности, если хотите… Времени мало, вот и раздают.  

Прорабатывайте материал

Да – лениво. Да – пиво. Да – девки румяные… Да, права надо на авто получить, и в драмкружок записаться, и в КВД после румяных девок антибиотиками курс проколоть нужно – я все это прекрасно понимаю. Масса Очень Важных и Офигительно Нужных Дел… Но, обязательно, найдите время после лекции: ваш сегодняшний конспект, написанный собственноручно. Распечатка конспекта препода по этой же теме. Учебник Ленинджера. Найдите еще раз, все, что проговаривали сегодня. Сверьте информацию. Занесите в свой конспект то, что упустили, бывает. Выпишите те вопросы, которые появились и обязательно их задайте преподавателю. Биохимия, для биологического факультета это базовый предмет. Если вы на биофак попали случайно, типа пофиг где «учиться», лишь бы «корку» дали – биохимию все равно придется учить, хотя бы ради корки. Если вы на биофаке осознанно, и это ваш выбор – вам нужно учить биохимию, это ваш основной предмет. Как математика химия и физика нужна для понимания биохимии, так биохимия нужна для понимания все последующих спецкурсов, уже по вашей специальности.  

Выбор, впрочем за вами. И я сильно надеюсь, что вы прочитаете это материал ДО поступления, или ДО начала первого курса, а не после того, как упустите и пропустите матан, физику и химию, ту базу, без которой действительно выучить, или хотя бы понять биохимию будет крайне непросто. 

  Поверьте, догонять колонну в пыли, плетясь в хвосте – не самое приятное занятие.

Источник: https://molbiol.kirov.ru/articles/137.html

Мед-Консультация
Добавить комментарий