Сенсорная афазия после инсульта

Сенсомоторная афазия у детей и взрослых: причины, диагностика, методы лечения

Сенсорная афазия после инсульта

Сенсомоторная афазия – это утрата речевых функций полностью или частично. Патология снижает качество жизни и является основанием для оформления инвалидности. Причина потери речи – снижение функциональности речевых центров вследствие поражения отдельных участков коры мозга из-за перенесенной травмы черепа или системного заболевания.

Локализация очага поражения влияет на клинические проявления афазии. В зависимости от симптоматики патологию классифицируют на сенсорную, моторную и смешанную. Сенсорно моторная афазия сочетает симптоматику первых двух форм и характеризуется грубым расстройством речевых функций.

Причины нарушения речи

Причина сенсомоторной афазии – патологическое поражение областей головного мозга, обеспечивающих речевую функцию. В каждом полушарии есть участки, отвечающие за сенсорную (органы чувств) и моторную (двигательную) функцию.

При моторной форме расстройства пациент утрачивает умение говорить. Это свидетельствует о нарушении нижней лобной извилины левого полушария мозга, обеспечивающей двигательную активность. При сенсорной разновидности пациент не понимает речь других людей. Следовательно, поражена височная доля доминантного полушария, ответственного за анализ речи.

Сенсомоторную афазию называют также тотальной, поскольку она сочетает в себе симптоматику обоих форм и развивается вследствие поражения перечисленных участков коры головного мозга.

Спровоцировать патологию могут:

  • ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), или инсульт, – это самая распространенная причина потери речи среди взрослых;
  • образование тромбов в кровеносных сосудах мозга;
  • травмы черепа;
  • операции на головном мозге;
  • злокачественные новообразования;
  • энцефалит – воспаление вещества головного мозга;
  • дегенеративные заболевания, характерные для пожилого возраста – болезнь Пика или Альцгеймера.

В группе риска находятся пациенты:

  • старше 65-70 лет;
  • родственники которых страдали афазией;
  • имеющие в анамнезе атеросклероз, гипертонию, сахарный диабет, ишемию миокарда, сосудистые болезни или порок сердца.

Характерные симптомы нарушения

Клиническая картина сенсомоторной формы речевого расстройства предполагает наличие симптоматики, характерной для обоих видов афазии. Тяжелое поражение коры головного мозга затрудняет межличностное общение, хотя и не сказывается на умственном развитии, и является основанием для получения инвалидности.

В зависимости от локализации очагов поражения сенсомоторная афазия имеет симптоматику, схожую с моторной или сенсорной патологией. Первую подразделяют на две разновидности:

  • Афферентную – когда пациент произносит отдельные звуки или слоги, однако не может контролировать этот процесс.
  • Эфферентную – у больного сохраняется способность к произношению фонем, однако ему сложно перейти от одного слога к другому, он много раз повторяет один и тот же звук, или «застревает» на одном слоге и не может договорить слово целиком.

При сенсорном нарушении пациенты утрачивают способность распознавать речь других людей при сохранении слуха. При этом больной правильно произносит слова, может строить фразы. Его речь характеризуется ускоренным темпом. Но он не понимает смысла сказанного или услышанного.

Сенсомоторная афазия характеризуется сочетанием симптоматики обоих расстройств и утратой всех речевых функций. Часто тотальная афазия протекает на фоне неврологической (гемипарез – снижение двигательной активности конечностей с одной стороны), а также общей негативной симптоматики – депрессии, повышенной утомляемости или сонливости.

Методы диагностики

Выявление сенсомоторной патологии направлено на определение причины, которая ее спровоцировала. Обычно применяют комплексное исследование, включающее:

  • Первичный прием у невролога, сбор анамнеза и изучение специфической симптоматики. Врач выявляет сопутствующие болезни. Для этого проводит внешний осмотр и направляет больного на лабораторные анализы. В результате доктор определяет очаг поражения, специфику течения заболевания, состояние пациента.
  • Консультацию логопеда, дефектолога и психолога. Специалисты диагностируют уровень нарушения речи и разрабатывают тактику коррекционной работы для восстановления речевых навыков.
  • Прохождение инструментальных и клинических обследований для уточнения предварительного диагноза. Для этого пациента направляют на МРТ (магнитно-резонансную томографию), КТ (компьютерную томографию), энцефалографию, ангиографическое исследование сосудов головного мозга.

Особенности протекания сенсомоторной афазии у детей

Клиницисты отмечают перечень общих и отличных признаков при сенсомоторном нарушении речи у детей и взрослых. Схожей является этиология (причина) заболевания.

Чаще всего утрата речевых навыков у ребенка связана с травмой головы. Аневризма (патологическое расширение церебрального сосуда), злокачественное новообразование и инсульт диагностируются значительно реже.

В то время как у взрослых пациентов ОНМК – главная причина афазии.

Еще один общий признак – и у взрослых, и у детей пропадают уже сформированные речевые навыки. Поэтому симптоматика сенсомоторной афазии у обеих групп пациентов идентична и сопровождается неврологическими нарушениями, «заглушающими» речевой синдром.

Отличие афазии у малышей и взрослых связано с уровнем стойкости речевого расстройства. У детей патологические нарушения имеют нестойкий характер, заметны только в остром периоде болезни и хорошо поддаются коррекции. Это обусловлено пластичностью головного мозга у детей с высокой функциональностью межзональных нейронных связей.

Однако лечение сенсомоторной афазии у детей до сих пор до конца не разработано. Особенно та ее часть, которая призвана вернуть утраченные речевые навыки.

Диагностика речевого расстройства у ребенка в зависимости от общего самочувствия длится от 10 минут до часа. После консультации логопед диагностирует форму речевого нарушения и степень ее выраженности (легкая, средняя или тяжелая), а также базовый дефект и специфику течения патологического процесса.

В остром периоде полноценное логопедическое обследование маленького пациента бывает затруднительно или невозможно. Это связано с плохим самочувствием ребенка, его повышенной утомляемостью.

Негативная симптоматика острого периода проявляется у детей ярче, поскольку их высшие психологические функции и эмоционально-волевая сфера полностью не сформированы. Поэтому дефектолог обычно довольствуется ускоренным исследованием, направленным на обнаружение речевого расстройства с применением специальной диагностической шкалы.

При этом специалист оценивает:

  • состояние артикуляции;
  • уровень распознавания чужой речи;
  • степень сохранности устной речи, навыков чтения и письма;
  • функциональность речевого аппарата (подвижность языка, мягкого неба, нижней челюсти).

В заключении указываются не только качественные показатели, но и количество баллов, позволяющее разработать оптимальную программу коррекции. Сложность диагностического обследования зависит от возраста маленького пациента и степени сформированности у него речевых и высших психических функций.

Для диагностики сенсомоторной афазии у дошкольников применяют упрощенную методику, схожую с выявлением ОНР (общего недоразвития речи).

Дополнительно применяют методику наблюдения. Перед диагностикой логопед собирает анамнез имеющихся заболеваний и определяет уровень психического и речевого развития малыша. Важно понять, какие речевые навыки были до травмы или болезни. Оценку речевого расстройства проводят с учетом возрастных норм формирования высших психических функций.

Лечение и логопедическая коррекция

Чтобы восстановить утраченную речь, требуется комплексная терапия, направленная на нормализацию высших психических функций и работы речевого аппарата. Чем раньше начать логопедические занятия, тем эффективнее они будут. Поэтому коррекцию начинают с первых дней, как только удается наладить минимальный контакт с больным.

Лечение пациентов с сенсомоторной афазией проводят в двух направлениях:

  • Врачебная помощь, предполагающая устранение системного заболевания, спровоцировавшего нарушение речи, − лечение назначается неврологом или нейрохирургом. Проводится медикаментозное консервативное лечение, восстанавливающее кровоток в головном мозгу или хирургическая операция для иссечения абсцесса или новообразования. Дополнительно используют физиопроцедуры: ЛФК, массаж, магнитотерапию.
  • Логопедическая работа для восстановления речи. В редких случаях после медикаментозного курса возможно спонтанное возвращение речи. Но такой исход возможен только в 2% случаев. Логопедические занятия проводят до 3 лет, в зависимости от вида и степени нарушения.

При работе с подростками используют упражнения для взрослых, а при реабилитации дошкольников применяют игровые методики – физминутки, гимнастику для восстановления мелкой моторики и артикуляции, логоритмику и драматизацию (сценки из сказок).

Упражнение на договаривание текста по картинке в конце предложения

Прогноз заболевания зависит от локализации и размеров очага поражения головного мозга, имеющихся в анамнезе хронических болезней, а также возраста пациента.

Справиться с сенсомоторным нарушением позволят только систематические занятия с дефектологом. План коррекции составляют по нарастающей – от простых упражнений к более сложным.

Сформировать мотивацию на выздоровление позволит общение с клиническим психологом. Оно предшествует логопедической коррекции.

Ускорить выздоровление может сам пациент, выполняя дома простые упражнения. Помочь ему могут члены семьи.

  • «Мини-интервью»: вначале больному задают вопросы, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем задание усложняют, задавая открытые вопросы.
  • Развитию спонтанной речи помогают диалоги по заданным темам.
  • Восстановить письменную речь помогает отработка произношения и написания букв, слогов и слов. Затем переходят к написанию небольших диктантов и чтению текстов. Дополнительно просят пациента ответить на вопросы к тексту или пересказать прочитанное.
  • Составление рассказа по картинке, а затем по серии изображений, разложенных в правильной последовательности.
  • Распределение дидактических картинок по группам (посуда, дикие и домашние животные, мебель, одежда и т. д.).

Чтобы полностью восстановить речевые навыки требуется начать коррекционную работу с логопедом как можно раньше, а также четко соблюдать назначения врача невролога. Помочь пациенту справиться с афазией могут члены семьи, закрепляя результаты логопедических занятий в домашних условиях.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/sensomotornaya-afaziya/

Афазия после инсульта – что это

Сенсорная афазия после инсульта

Инсульт является тяжелым патологическим процессом, при котором диагностируется снижение качества жизни человека. После приступа пациент не может полноценно передвигаться и обслуживать себя. Зачастую возникает афазия после инсульта, которая является нарушением речи.

Механизм развития и симптомы

Головной мозг характеризуется наличием нескольких центров, которые являются взаимосвязанными между собой.

При их правильной работе человек правильно понимает и воспроизводит речь, может полноценно анализировать сложные речевые конструкции, правильно строит предложения.

Нервные волокна связывают между собой все центры, которые располагаются в области висков, темени и по центру мозга.

При инсульте наблюдается отмирание определенного участка головного мозга. Это приводит к повреждению нервных волокон, поэтому человек не может понимать и воспроизводить речь. В период протекания афазии после инсульта сенсорного характера у пациента возникает соответствующая симптоматика.

Такой патологический процесс сопровождается непониманием речи, которая обращена к пациенту. Поговорки и пословицы человек также не может понять. При афазии после инсульта пациенты утверждают, что все окружающие говорят на непонятном языке. Пациент может строить простые предложения со смыслом.

При мнестической афазии человек из предложения, которое обращается к нему, понимает всего лишь несколько фраз. Он начинает произносить первые слова предложения и забывает, о чем речь.

В период протекания патологического процесса пациенты очень медленно разговаривают и тщательно подбирают слова.

Пациент может проводить замену одних слов другими, которые не подходят по смыслу.

При акустико-мнестической афазии человеком проводится чтение подзаголовков в книгах и газетах, смысл которых он не понимает. Возникают трудности в описании происходящих вокруг событий. Человеку трудно называть предметы своими именами.

Афазия – это нарушение речи после инсульта, которое сопровождается ярко выраженной симптоматикой. При ее возникновении рекомендовано экстренно обратиться к доктору для назначения действенного лечения.

Виды патологии

В соответствии с особенностями протекания различают несколько разновидностей афазии:

  • Моторный тип. Это нарушение речи, при котором человеку трудно произносить слова. Больной может полноценно выговаривать звуки. Пациент нормально воспринимает и понимает обращенную к нему речь. При тяжелой форме патологического процесса полностью отсутствует речь.
  • Тотальный вид. Является тяжелым нарушением речи после инсульта. При патологии пациент не воспринимает обращенную к нему речь и не может ее произносить.
  • Сенсомоторный тип. Больной не может воспринимать речь. Его слух сохранен и он может говорить. В некоторых случаях во время разговора больной путает слова. Пациент не помнит, как  называются предметы и явления.
  • Семантический вид. Возможность произношения речи при этом типе патологии сохраняется. Человек не понимает сложные лексические конструкции. Он путает окончания и предлоги во время произношения слов.

Существует несколько разновидностей афазии, которые рекомендуется определять для назначения действенного лечения.

Терапия патологии

Лечение афазии должно направляться на восстановление нервных клеток. Это требует выполнения определенных правил. После перенесенного инсульта рекомендуется делать все возможное, чтобы насыщать головной мозг кислородом. Больным нужно полностью исключить из своей жизни стрессовые ситуации, которые приводят к дополнительным хаотичным импульсам.

Лечение патологического процесса направляется на восстановление кровообращения в головном мозге. Пациенту рекомендуется обеспечить ежедневную деятельность, которая будет задействовать находящиеся рядом с областью поражения участки мозга. Лечение патологического процесса должно начинаться сразу же после появления симптоматики, что увеличит шанс полноценного восстановления.

Лечение патологического процесса должно проводиться ежедневно. Пациенту назначается терапия в соответствии с видом заболевания и объемом, который он может осилить.

После инсульта рекомендовано корректировать устную и письменную речь.

Иногда наблюдается самостоятельное купирование афазии после инсульта. Но, для обеспечения полноценного восстановления пациента не стоит на это рассчитывать.

Пациент нуждается в комплексном лечении с индивидуальным подходом.

Медикаментозная терапия

Для лечения патологического процесса рекомендовано применение медикаментозных препаратов, которые назначаются врачом после предварительного обследования пациента. Пациентам рекомендуется прием лекарств, которые обеспечат поставку кислорода в головной мозг в необходимом количестве. Это приведет к укреплению нервных связок и улучшению обмена веществ в области поражения.

Лечение проводится: Семаксом, Сомазином, Церебролизином, Глиатилином, Цераксоном, Церетоном, Холитилином. Восстановление речи проводится с помощью препаратов янтарной кислоты —  Реамберина, Цимтофлавина, Мексидола. После приступа инсульта больному рекомендован прием витаминов группы В – Мильгаммы, Нейромидина.

Больным рекомендуется комплексное применение лекарств. При этом необходимо строго придерживаться схемы, которая разрабатывается доктором в соответствии со степенью тяжести патологического процесса. Изначально проводится внутримышечное и внутривенное введение медикаментов.

Терапия этим способом проводится 1-3 недели. По истечению этого времени проводится прием таблетированной формы лекарств. Кроме вышеперечисленных препаратов пациенту дают медикаменты, действие которых направлено на улучшение его общего состояния.

Медикаментозная терапия при афазии должна быть комплексной и разрабатываться индивидуально, что позволит ускорить восстановительный период.

Дополнительные терапевтические методики

При нарушении речи пациенту рекомендовано проведение физиотерапевтических процедур. На кору головного мозга больного воздействуют магнитным полем. Пациентам показана иглорефлексотерапия при нарушении речи после инсульта. Рекомендуется проведение электростимуляции. Процедура заключается в том, что на мышцы, которые участвуют в артикуляции, воздействуют низкочастотным током.

Во время протекания патологического процесса пациенту делают назначение занятий с логопедом. Они начинаются в период, когда пациент пребывает в неврологическом отделении после перевода из палаты интенсивной терапии. На начальных этапах занятия проводятся в течение 4-5 минут. Постепенно время тренировок увеличивается до 15 минут.

Логопед при работе с пациентом использует специальную схему, что обеспечивает быстрое восстановление речи у пациента. Изначально он строит диалог с больным. Он добивается того, чтобы пациент понимал его. Во время занятий тренируется чтение и навыки письма.

При афазии больному рекомендуется выполнение комплекса упражнений, которые разрабатываются доктором в соответствии с его состоянием:

  • Больной должен раздувать щеки и фиксировать такое положение на несколько секунд.
  • Его нужно попросить облизать сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.
  • Следующее упражнение требует вытянуть губы в трубочку и удержать их в течение 5 секунд. После этого расслабляемся.
  • Далее двигаем языком к кончику носа и к подбородку.
  • Следующее упражнение заключается в изображении поцелуев.
  • Больного усаживают перед зеркалом и просят сложить язык в трубочку.
  • Нижняя челюсть выдвигается вперед и вверх таким образом, чтобы зубами захвачивалась верхняя губа. После этого манипуляция повторяется с нижней челюстью.

Изначально больному рекомендуется выполнить несколько простых упражнений. После того, как он их полностью освоит, можно добавить еще одно упражнение. Такой последовательности нужно добиваться до того момента, пока пациент не будет выполнять весь комплекс.

При афазии пациент часто плачет, что объясняется подавленным настроением. Это требует проведения занятий с психотерапевтом. Специалистом проводится оценка психологического состояния больного и назначение психотерапии в соответствии с особенностями нарушений.

При возникновении необходимости больному параллельно делают назначение определенных лекарств.

Если стандартная терапия не приносит желаемых результатов, то пациенту рекомендовано применение альтернативных методов лечения.

Зачастую больным в кровь вводят стволовые клетки, которые имеют возможность превращения в другие клетки. Они чувствуют сигналы поврежденного участка мозга и передвигаются в эту область для замены пострадавших клеток. Это приводит к уменьшению объема погибших тканей клеток.

В восстановительный период пациенту рекомендуются занятия с логопедом, что обеспечит успешное лечение патологии.

В особо тяжелых случаях больным рекомендовано проведение хирургического вмешательства.  Пациентам делают назначение экстра-интракраниального анастомозирования. В ходе хирургического вмешательства создается искусственное соединение между артерией, которая лежит за пределами области черепа, и средней мозговой артерией , обеспечивающей питание мозга.

С помощью операции проводится улучшение кровообращения в головном мозге, что будет способствовать восстановлению речи. Хирургическое вмешательство является инновационной методикой, поэтому используется в крайне редких случаях.

Инсульт является тяжелым патологическим процессом, при котором нарушается кровообращение в головном мозге. Это становится причиной разнообразных нарушений. Афазия – это нарушение речи, при котором пациент не может ее правильно произносить и понимать. Патологический процесс сопровождается выраженной симптоматикой, при возникновении которой нужно экстренно обращаться за помощью к доктору. Специалист после обследования пациента назначит комплексное лечение в соответствии с видом патологии и степенью тяжести ее протекания.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/insult/afaziya-posle.html

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Сенсорная афазия после инсульта

03.06.20176 мин чтения   Статья проверена врачом

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при  инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток.

Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца.

Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Помощь логопеда

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта — один из главных врачей и помощников больного.

Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.

Примерный комплекс упражнений

Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
  • Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
  • По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
  • Язык высунуть. в трубочку.
  • Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
  • Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
  • Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
  • Совершить цокающие движения языком.
  • Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
  • Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
  • Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
  • Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
  • Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.

Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.

Как восстановить речь после ишемического инсульта?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения Ссылка на основную публикацию

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы.Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы – 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача

Источник: https://insultinform.ru/lechenie-insulta/vosstanovlenie-rechi

Сенсомоторная афазия после инсульта

Сенсорная афазия после инсульта

По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями.

В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч.

возможности ходить, говорить, воспринимать общение.

Причина нарушения речи

Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры.

Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой.

Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.

Какими симптомами проявляется заболевание?

Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова.

Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи.

Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.

Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание.

Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека.

При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:

  • рассеянность;
  • сонливость;
  • апатию к происходящему;
  • неспособность к концентрации внимания;
  • частичный паралич мышц тела.

Что может помешать выздоровлению?

Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

  • случилось повторное кровоизлияние;
  • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
  • нередко возникают ишемические атаки;
  • прогрессирующий сахарный диабет.

Как вернуть речь после инсульта: методы терапии

Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина – основные способы восстановления речевой функции.Вместе с лекарственными препаратами и логопедическими упражнениями для активизации функций коры головного мозга при сенсомоторной афазии могут назначить:

  • нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
  • курс ЛФК;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • сеансы психологического воздействия.

Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:

  • «Пирацетам» – ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
  • «Пиритинол» – активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
  • «Вазобрал» – комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
  • «Церебролизин» – препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.

Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции

Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария.

Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.

Чтобы вернуть речь при сенсомоторной афазии, необходимо каждый день тренировать речевой аппарат следующим образом:

  1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
  2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
  3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
  4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
  5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.

Мелодические напевы для возвращения речи

Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции.

Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов. Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку.

Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.

Операция при неизлечимой афазии

Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа.

Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность. При этом стоит отметить, что данная процедура не назначается сразу же после первых проявлений сенсомоторной афазии, поскольку операция сопряжена с немалым риском и далеко не всегда дает положительный результат.

Экстра-интракраниальный микроанастомоз рекомендуется, если применение консервативных методов восстановления речи оказались неэффективным.

Физиотерапия для восстановления речи

Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения.

При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи. Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления.

Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.

Какова вероятность выздоровления?

Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно.

Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит.

В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.

Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере.

Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста. Важно как можно раньше начать лечение и беспрекословно выполнять все врачебные предписания.

Успех больного с сенсомоторной афазией на выздоровление маловероятен без помощи близких людей.

Что делать, если в семье пациент с афазией

Родственникам человека, перенесшего инсульт, следует запастись терпением и приготовиться к длительному сложному пути реабилитации. Вернуть речевые функции при сенсомоторной афазии нелегко, но преждевременно опускать руки нельзя.

Важную роль в выздоровлении будет играть исключительно позитивный настрой пациента, его целеустремленность и желание работать над собой.

В первую очередь больной должен быть уверен, что не является обузой для своего окружения, чувствовать любовь самых близких и дорогих людей.

Чтобы вернуть речь после инсульта, необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, регулярно выполнять логопедические упражнения. Да, процесс реабилитации действительно требует значительных усилий, но главное – не отчаиваться! Даже минимальные сдвиги станут стимулом для продолжения лечения и выздоровления.

Источник: https://FB.ru/article/327075/sensomotornaya-afaziya-posle-insulta

Мед-Консультация
Добавить комментарий